Возможности вычислительных машин и человеческий разум


           

Я буду настаивать на том,


Я буду настаивать на том, что какими бы разумными мы ни могли сделать вычислительные машины, существуют такие акты мышления, которые должны оставаться уделом только человека. Таким образом, одна из социально важных проблем, которые я намерен поднять, касается должной роли вычислительных машин в общественной системе. Но, как мы увидим, эта проблема выходит за пределы собственно вычислительных машин в том, что в конечном счете речь идет о логичности как таковой - независимо от того, закодирована она в виде машинных программ или нет.
Читателю-неспециалисту можно простить его более, чем слегка скептическое отношение к тому, что кто-либо будет вынужден доказывать полную вычислимость человеческой мысли. Но уже сам этот скептицизм может свидетельствовать о том, как замечательно искусно и обманчиво современная наука влияет на образ реальности, создаваемый человеком.
Конечно, многим из того, что мы считаем сегодня хорошим и полезным, а также большей частью того, что мы назвали бы знанием и ученостью, мы обязаны науке. Ее можно, однако, рассматривать также и как наркотик, к которому уже выработалась привычка. Наше бесконечное напичкивание наукой не только привело нас к зависимости от нее, но и, как это бывает со многими другими лекарствами, принимаемыми во все возрастающих дозах, наука постепенно превратилась в медленно действующий яд. Возможно, что, начиная с неверного толкования Фрэнсисом Бэконом истинных перспектив науки, человек впал в соблазн стремления к веку рационализма и начал подготавливать его, но его представление о рациональности было катастрофически искажено и оказалось отождествлено с логичностью.
[Прим. перев.: Фрэнсис Бэкон (1561-1626)-английский философ-материалист, родоначальник английского материализма, основатель экспериментирующей науки нового времени. Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, Бэкон считал, что достичь эту цель может лишь наука, постигающая истинные причины явлений. Наука эта должна быть рациональной переработкой фактов опыта.

Содержание  Назад  Вперед